Нужно ли воспитывать патриотизм в детях?
Говоря о воспитании патриотизма, стоит задуматься над тем, каким
человеком Вы бы хотели видеть своего ребенка в будущем. Несомненно, вы
ожидаете от ребенка проявления уважения и заботы к себе и близким людям,
умения отличать хорошее от плохого, добро от зла, стремления приумножать,
беречь, ценить блага, любви к своему дому, улице, городу, где родился и
живешь. Именно это и есть проявление качеств и чувств человека как патриота
и гражданина Родины. И наша задача научить всему этому ребенка с самого
детства.
Проявление чувства любви к своей семье, природе, друзьям – это и
есть появление патриотизма?
Уже в 3 года малышу жизненно необходимы примеры для подражания,
на основе которых будет формироваться его уверенность в себе, гордость за
близких и чувство своей причастности к ним (из семейной жизни с мамой и
папой, наблюдений за другими людьми, природой, прослушанных историй и
др.). Патриотические чувства детей этого возраста проявляются и через любовь
к природе, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего
мира.
На заметку родителям трехлетнего ребенка!!!
Любовь к природе в этом возрасте является проявлением патриотизма у
ребенка. Однако, не стоит ожидать от малыша проявления любви к животным,
сразу через бережное отношение к ним. Малыш не задумывается, что от
большого желания «пожалеть», может навредить животному, причинить боль
(крепко обнимая, гладя животное против шерсти, туго сжимая части тела в
руках). Важно, понимать, что воспитание любви к животным у ребенка 3-х лет
– это воспитание желания и опыта бережного отношения к ним. Выражается
оно в элементарной заботе и в доступных поручениях по уходу за животными.
В 4-5 лет ребенку важны не только мать и отец, но и информация о том,
кем были его бабушка и дедушка, кто он, где родился и живет. В среднем
дошкольном возрасте ребенок активно познает мир природы человека и
патриотические чувства формируются через воспитание у него моральных
чувств и поведения.
Общественная жизнь четырехлетнего ребенка в основном протекает в том
микрорайоне, где вы проживаете – часто этим она и ограничивается.
Знакомство ребенка с достопримечательностями города, особенностями других
микрорайонов научит обращать внимание на особенности строений, внешний
вид зданий на улицах города, замечать красоту и уникальность места, где он
живет. Постепенно дети начнут понимать, что они жители вашего города
(поселка) и будут гордиться этим, а также стремиться, что-то сделать, чтобы
город был красивым и чистым. Именно так проявляется гордость за свою
малую родину, воспитывается желание сделать её лучше.
На заметку родителям четырехлетнего ребенка!!!
Осознание ребенком того, что в городе много улиц и каждая имеет свое
название, а у каждого дома свой номер будет способствовать запоминанию
домашнего адреса.
В 5-6 лет патриотические чувства могут проявляться через
познавательное отношение к миру, развитие основ экологической культуры,
уважительное отношение к другим культурам. В этом возрасте дети проявляют
интерес к истории своей страны, к государственным символам, людям разных
национальностей.
Рекомендации для родителей, стремящихся воспитать ребенка
достойным человеком и гражданином
Постарайтесь позитивно отзываться о стране, в которой живете, о ее
достижениях, знаменитых в истории людях, событиях.
Положительный эффект в формировании патриотических чувств и
нравственных качеств личности ребенка будут иметь совместные просмотры
передач, кинофильмов, фото и видео спортивных и культурных мероприятий,
рассказывающих о людях, прославивших страну. Обсуждая с ребенком
содержание просмотренного, позитивно оценивайте вклад соотечественников в
жизнь общества.
Познакомьте ребенка с памятными и историческими
достопримечательностями города и государства. Рассказывайте ребенку о
предках и об испытаниях, из которых они вышли с честью. Это могут быть
рассказы о прадедушках, прабабушках – ветеранах Великой Отечественной
войны, родственниках – участниках ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской атомной электростанции, а также о ветеранах труда и их
достижениях во благо Родины.
Поддерживайте у ребенка активность, инициативу, стремление показать
себя с позитивной стороны. Используйте позитивные подкрепления
инициативных действий в разных видах деятельности: «Ты очень постарался»,
«Ты молодец, у тебя все получилось», «Хорошая работа!». Старайтесь меньше
использовать слова и выражения, ограничивающие инициативу «Зачем тебе это
надо!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Не проявляй инициативу, она
наказуема!» и т. д..
Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, защитников
Родины, прославивших страну своими достижениями. Это могут быть встречи
с ветеранами войны и труда, представителями военных и мирных профессий,
культуры и искусства, спортсменами.
Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с
окружающим миром. Используйте проводимые культурные и общественные
мероприятия по случаю государственных праздников для совместного
семейного досуга.
Принимайте с ребенком участие в общественных акциях «Мой Минск –
моя столица», «Открытка ветерану к Дню победы», «Посади дерево – сделай
город чище». Участие в таких мероприятиях формирует у ребенка умения
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ранее не знакомыми;
принимать ответственность, адекватно оценивать свой вклад в общий
результат, гордиться причастностью к стране, государству.
Воспитание патриотических чувств в семье
Первые примеры патриотизма ребенок получает в семье. История семьи,
ее традиции, отношения между мамой и папой, бабушкой и дедушкой являются
благодатной почвой для осознания ребенком себя как члена семейного
сообщества с присущими ему нормами и правилами поведения. Для каждой
семьи важным является воспитание у ребенка любви и заботы о родителях и
близких, уважения и гордости за своих предков, интереса к познанию
родословной своей семьи. Не менее значимым в семейном воспитании является
формирование у ребенка положительных нравственных качеств будущего
семьянина: трудолюбия, честности, доброты, скромности.
Подсказка для родителей
Понаблюдайте за сюжетными играми ребенка, в которых он принимает
на себя роль папы или мамы. В контексте сюжета игры попросите его уложить
куклу, мишку, зайку спать, накормить, одеть на прогулку. Создайте игровую
ситуацию болезни куклы или прихода с ней в магазин, в гости, в театр. Как в
зеркале, в игре ребенка отразятся жесты, мимика, интонация, повторяющие вас
и ваши взаимоотношения в семье. Вы убедитесь, насколько у девочки развиты
умения утешать, быть ласковой, женственной, а у мальчика – желание брать на
себя тяжелую работу, помогать в трудную минуту, заботиться о ближних, быть
сильным и смелым. Проявление таких умений как любить, сострадать,
сопереживать являются показателями нравственных качеств личности ребенка
не зависимо от пола.
Рекомендации для совместного проведения времени и бесед с детьми
Рассматривая с ребенком семейные фотографии, старайтесь
характеризовать членов семьи по роду их деятельности, профессии,
личностным качествам, интересным событиям из жизни каждого в отдельности.
Однако каждых совместный просмотр завершайте информацией и примерами
заботливого, уважительного отношения между всеми членами семьи – это
позволит ребенку чувствовать свою принадлежность к семье, роду, ценить и
беречь родственные связи.
Составление родословной семьи с ребенком воспитывает у него уважение
к старшим поколениям, семейным традициям, гордость за предков, которые
трудились во благо семьи и Родины, с честью преодолевали выпавшие им
трудности.
Расскажите ребенку, какую пользу приносит ваш труд, ваша профессия
семье, людям, стране. Старайтесь положительно отзываться о вашей работе и
результатах труда. Обращайте внимание на такие нравственные качества как
ответственность, внимание, выносливость, образованность, умения общаться с
другими людьми, которые необходимы для достижения высоких результатов.
Если это возможно, покажите конкретные результаты труда или приведите
примеры значимости вашей работы для общества. Обсудите с ребенком и
последствия некачественно выполненной работы или отсутствия работы, как
для семьи, так и страны в целом.
С раннего детства приучайте ребенка выполнять элементарные
обязанности в семье. Давайте ему поручения сервировки стола к семейному
обеду, наведению порядка в своем игровом уголке, комнате, уборке квартиры к
приходу членов семьи с работы. Проявление аккуратности и заботы о своем
здоровье достигается через формирование навыков самообслуживания. Чем
старше становится ребенок, тем больше передайте ему ответственность за
чистоту своей одежды, обуви (также он может помогать и другим членам
семьи). Забота ребенка о домашних питомцах также приучает его к
трудолюбию, ответственности за жизнь и здоровье ближнего.
Ручной труд (изготовление поделок, подарков для членов семьи своими
руками, украшение дома к дню рождения мамы и др.) воспитывает у ребенка
терпение, выносливость, развивает фантазию, творчество. Вместе с ребенком
попробуйте смастерить куклу или оберег, раскрасить народную игрушку – это
условие как патриотического, так и эстетического воспитания в семье.
Воспитываем любовь к Родине
«С чего начинается Родина?» – слова известной песни, в которой каждый
взрослый находит свой ответ на этот вопрос. Любовь к Родине, привязанность к
родной земле, интерес и уважение к языку, культуре, традициям входят в
понятие «любить свою Родину».
С чего начинается воспитание маленького патриота своей Родины?
Теплые и радостные воспоминания всегда связаны с маленьким
поселком, деревней или большим городом, где человек родился, вырос, провел
первые годы своей жизни. Желание возвращаться на малую родину, гордиться
названием, природой, людьми, беречь и приумножать красоту этого места и
есть проявление патриотических чувств.
Воспитание маленького патриота также начинается с самого близкого для
него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Основы
национального самосознания, нравственно-патриотические качества у ребенка
проявляются через знания природных, культурных, социальных особенностей
родного города или поселка, положительное эмоциональное отношение к его
знаменитым жителям, достопримечательностями, символами, традициям и
праздникам.
На заметку родителям
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто
больше заметит интересного?», «Что изменилось на нашей улице?», «Назови
предметы, которыми украшен город, поселок к празднику?». Это развивает у
ребенка наблюдательность, вызывает интерес к познанию ближайшего
окружения, воспитывает модель правильного морального отношения к
результатам труда других людей на общее благо.
Во время прогулок рассказывайте о значении объектов на вашей улице,
общественных учреждениях города, о истории создания памятников героям
Великой Отечественной войны и в честь людей, прославивших город своим
трудом. Вместе с ребенком дома, после прогулок, рисуйте, лепите,
конструируйте на тему «Будущее моего города», «Мой город и Я» – это
поможет увидеть и понять уникальность родного города. Участие в акциях по
благоустройству и озеленению «Посади дерево», «Лучший ландшафтный
дизайн двора», мероприятиях по уборке своего двора, улицы научит ребенка
правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, вызовет
желание преобразования и сохранения красоты родного города.
Интерес ребенка к истории семьи и малой родины, связь поколений
поддерживается и тогда, когда вы делитель с ребенком воспоминаниями о тех
местах, событиях, друзьях, которые связаны с вашей «малой родиной», читаете
народные сказки, произведения художественной литературы и фольклора,
играете с ним в игры вашего детства.
Вспоминаем игры наших бабушек и дедушек
Игра «Звонарь». Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному
игроку – «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной,
чтобы он не мог задерживать звук колокольчика. Остальные играющие
«слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно
увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший
«звонаря» меняется с ним местами. Остальные, при смене «звонаря», отдыхают
от игры с развязанными глазами.
Игра «Краски». Участники игры выбирают продавца и двух
покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его
продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит в дверь:
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришёл?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке,
найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель
угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и
разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и
выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он
становится продавцом.
Игра «Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки,
фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в
земле и накрыть стёклышком. Всё это делается тайно. О «секретике» можно
рассказать только самым верным друзьям.
Игра «Классики». Количество играющих не ограничивается. На земле
рисуют и нумеруют квадраты разной конфигурации. Играющий кидает
стеклышко или камушек на первый квадратик и прыгает с первого по десятый,
а возвращаясь, должен взять стеклышко или камушек
Поддубская Н.О., Василенко О.Н. Рекомендации для родителей по
социально-нравственному и личностному развитию детей раннего и
дошкольного возраста в различных видах деятельности.
разгарнуць » / « згарнуць